Общие правила игры в пирамиду

Общие Правила

Содержание:

2.1. Виды игр
2.2. Столы, шары и оборудование
2.3. Регламент игровых встреч
2.4. Исходное положение шаров на столе
2.5. Удар по битку
2.6. Удар по прицельному шару
2.7. Начальный удар и его розыгрыш
2.8. Игра «с руки из дома»
2.9. Сыгранные, выскочившие и зависшие шары
2.10. Пассивная и замедленная игра
2.11. Корректная игра
2.12. Вмешательство в игру постороннего
2.13. Вмешательство в игру соперника
2.14. Штрафы
2.15. Особый случай
2.16. Игрок и «Правила игры»

2.1. ВИДЫ ИГР

ФБСР организует и проводит соревнования по следующим видам игр:

1) Пирамида.
2) Пирамида русская.
3) Пирамида московская.
4) Пирамида международная.
Несмотря на значительные отличия различных видов игр на русском бильярде, все они имеют целый ряд общих правил и элементов, которые должны неукоснительно соблюдаться на официальных соревнованиях.

2.2. СТОЛЫ, ШАРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Спортивные бильярдные игры проводятся на столах, имеющих разметку основных линий и точек, шестнадцатью шарами с использованием киев, машинок, мелков, соответствующих стандартам ФБСР.

В комплект оборудования для игры могут входить: удлиненные и укороченные машинки и кии, полки для расстановки забитых шаров, суконные и льняные салфетки для протирания киев, шаров и рук, и др...

Инвентарь и оборудование, используемые в процессе соревнований, не должны наносить ущерба бильярдным столам и игровым залам.

Шары, которыми ведется игра, маркированы. Пятнадцать из них белого цвета, они имеют собственные номера с первого по пятнадцатый, а шестнадцатый шар отличается от них цветом или специальной разметкой.

Официальные лица имеют право перед началом соревнования убедиться в соответствии стандартам столов, шаров и оборудования и заявить свои претензии по этому организатору соревнования. После начала соревнования претензии по этим вопросам не принимаются.

Результаты встреч и соревнований, зафиксированные в официальных протоколах, не могут опротестовываться по причинам несоответствия стандартам используемого инвентаря и оборудования.

Для замеров на столе разрешается использовать только кий, нанесение дополнительных разметок на столе запрещается.

2.3. РЕГЛАМЕНТ ИГРОВЫХ ВСТРЕЧ

Во всех видах спортивных бильярдных игр количество партий и побед во встречах для определения победителей и призеров на различных этапах соревнований определяются Главной судейской коллегией, и может корректироваться в процессе соревнования.

Перерыв во время игры может объявляться только судьей для решения некоторых технических проблем и в связи с особыми обстоятельствами.

2.4. ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ НА СТОЛЕ

Перед начальным ударом пятнадцать шаров с номерами устанавливаются с помощью треугольника вплотную друг к другу в форме треугольной равносторонней пирамиды.

Передний (головной шар) пирамиды располагается на задней точке стола, а основание пирамиды устанавливается параллельно линии заднего борта.

Положение шара на столе определяется точкой касания шара игровой поверхности стола.

Шестнадцатый шар (без номера), используется как биток, он располагается в «доме».

Если удар производится из «дома», то шар, расположенный на линии «дома» считается вне «дома».

Если шар расположен на средней линии, то он считается на половине стола противоположной той, откуда производится удар.

2.5. УДАР ПО БИТКУ

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

Началом удара считается момент соприкосновения наклейки кия и битка, вследствие которого биток приходит в движение, а окончанием удара - остановка движения всех шаров на игровой поверхности стола.

Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Очередной удар по битку разрешается наносить только тогда, когда все шары на столе прекратили движение после предшествующего удара, а также на стол выставлены шары: выскочившие за борт, штрафные, забитые при нарушении правил и забитые без заказа («Пирамида русская»). Удар по битку, который соприкасается с прицельным шаром, можно наносить кием под углом не менее 45o к линии центров этих шаров.

Удар кием по битку должен исключать затягивание контакта наклейки кия с битком после его соприкосновения с прицельным шаром (двойной удар, пропих, нажим), а также касание битка наклейкой кия более одного раза.

2.6. УДАР ПО ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ

Удар битком по прицельному шару считается правильным, если выполнено хотя бы одно из следующих условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров:

упал в лузу (падение битка в лузу определяется Правилами конкретного вида игры);

коснулся губы лузы (резко изменил направление движения);

коснулся двух разных бортов или довел до второго борта любой другой шар;

пересек среднюю линию, а затем коснулся любого борта, или довел до борта любой шар;

коснулся любого борта, а затем пересек среднюю линию, или перекатил через нее любой шар.

2.7. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР И ЕГО РОЗЫГРЫШ

Игрока, которому надлежит произвести начальный удар, определяет тот из двух соперников во встрече, который выиграет розыгрыш перед началом первой партии, далее до конца встречи соблюдается очередность.

Розыгрыш производится по следующей процедуре:

Соперники располагаются у переднего борта стола по разные стороны от осевой линии. Они используют при розыгрыше только свою половину стола, ограниченную длинным бортом, осевой линией и передним и задним бортами.

По команде судьи они производят удар «с руки из дома», посылая шар от заднего борта к переднему.

Розыгрыш выигрывает тот игрок, чей шар остановится ближе к переднему борту, именно он и определяет - кто производит «начальный удар».

Розыгрыш считается проигранным, если шар:

не коснулся заднего борта;

зашел на половину соперника или коснулся длинного борта;

упал в лузу или выскочил за борт.

Розыгрыш повторяется, если оба соперника нарушат правила розыгрыша или их шары остановятся на одинаковом расстоянии от переднего борта.

Розыгрыш заканчивается, как только один из игроков выполнит эту процедуру без ошибки или выиграет розыгрыш.

Начальный удар не является заказным, он производится ударом битка «из дома» по шарам, установленным в форме пирамиды, вершина которой располагается на задней точке стола. Игрок при этом не должен выходить за линию «дома».

В качестве битка используется шар без номера (с особой разметкой).

Биток считается введенным в игру, если он, вследствие удара по нему кием, пересек линию «дома».

При начальном ударе должно быть выполнено хотя бы одно из трех условий: после удара битка по прицельному шару любой из шаров:

упал в лузу;

коснулся двух разных бортов;

пересек среднюю линию.

Все, упавшие в лузу, прицельные шары при начальном ударе засчитываются игроку, производившему удар, и это является основанием для продолжения им игры.

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему условия, но ни один из шаров не упал в лузу, то в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если условия начального удара не соблюдены, то на игрока налагается штраф, а его соперник имеет право:

принять сложившуюся позицию шаров на столе и продолжить игру;

установить исходное положение шаров на столе и сам произвести начальный удар;

заставить соперника произвести начальный удар из исходного положения еще раз.

Если вследствие начального удара падает в лузу биток, то продолжение игры определяется правилами конкретного вида игры.

Чтобы повысить динамику и зрелищность бильярдной игры, организатор соревнования может внести в условия начального удара следующие дополнения: игрок после начального удара продолжает игру, независимо от того, упал или нет в лузу шар, предусмотренный конкретным видом игры, если при этом начальный удар не был штрафным. Эти условия должны оговариваться в Положении о соревновании.

2.8. ИГРА «С РУКИ ИЗ ДОМА»

Если Правилами предусмотрена игра «с руки из дома», судья (игрок) должен устанавливать биток в «доме» таким образом, чтобы при этом не произошло касания других шаров. Если игрок коснулся при этом какого-либо шара, то с него взимается штраф.

При игре «с руки из дома» игрок должен располагаться так, чтобы не выходить за линию «дома». Он может играть любой шар, расположенный вне «дома», и в любую лузу.

Если при этом он намерен сыграть шар, расположенный в доме, то перед первым касанием с прицельным шаром биток должен выйти из «дома».

2.9. СЫГРАННЫЕ, ВЫСКОЧИВШИЕ И ЗАВИСНИЕ ШАРЫ

Шар считается сыгранным (забитым), если вследствие удара он падает в лузу и остается там.

Шары, выскочившие из лузы на игровую поверхность стола, считаются не сыгранными и остаются в игре.

Если за борт выскакивает шар или несколько шаров, то он (они) выставляется (выставляются) на заднюю точку (линию возврата). При этом на игрока налагается штраф.

Шары, подлежащие выставлению на стол, устанавливаются, как правило, номером вверх.

Если в процессе игры биток выскакивает за борт или забит в лузу и им предусматривается продолжение игры, то он вводится в игру ударом «с руки из дома». Если все прицельные шары окажутся при этом в «доме», то «дом» переносится для очередного удара на противоположную сторону стола симметрично стандартному положению и удар битком производится оттуда аналогичным образом.

Шары, остановившиеся (зависшие) в створе лузы, но упавшие затем в нее до завершения удара (остановки всех шаров), считаются сыгранными.

Шары, зависшие в лузе и упавшие в нее после прекращения движения всех шаров на столе, как правило, вследствие внешнего воздействия, возвращаются на место в створ лузы.

2.10. ПАССИВНАЯ И ЗАМЕДЛЕННАЯ ИГРА

Если в процессе игры складывается ситуация, когда после серии отыгрышей (более трех раз подряд обоими игроками) позиция прицельных шаров на столе принципиально не изменяется, и это ведет к затягиванию времени игры, то судья, после предупреждения игроков о пассивном ведении игры, может расставить все оставшиеся прицельные шары на столе в форме пирамиды в исходное положение (по возможности симметрично) и продолжить игру «с руки из дома» по правилу «начального удара».

Если игрок на подготовку к удару затрачивает много времени и затягивает игру, то судья (соперник) вправе потребовать контроль игрового времени. На подготовку и выполнение ударов при этом игрокам представляется 45 секунд. Время засекается судьей по секундомеру после полной остановки шаров на столе. За десять секунд до истечения отпущенного времени делается устное предупреждение - «осталось десять секунд».

Если игрок не укладывается в отпущенное время, судья подает команду «Стоп!», право удара переходит к сопернику, позиция шаров при этом сохраняется, а на нарушителя налагается штраф.

2.11. КОРРЕКТНАЯ ИГРА

Игра считается корректной, если соперники в процессе игры демонстрируют не только высокое мастерство, но также уважение к своему сопернику и окружающим.

Во время встречи игрок должен находиться в отведённом для него месте и быть готовым к очередному удару сразу после завершения игры у стола соперника.

Общение игрока во время встречи у стола разрешается только с судьей.

Некорректным считается ведение игроком разговоров, не связанных с игровой ситуацией, комментарии по поводу ударов, апелляция к судьям и зрителям и все то, что отвлекает от ровного и спокойного проведения спортивного состязания.

Если игрок, после замечания судьи, продолжает демонстративно нарушать эти правила, судья обязан ставить вопрос о его «неспортивном поведении».

2.12. ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ИГРУ ПОСТОРОННЕГО

Организатор соревнования и судьи должны обеспечивать условия, исключающие возможность вмешательства в игру посторонних лиц, а если такое происходит, то действовать при этом незамедлительно в соответствии с Правилами.

Если вследствие вмешательства в игру постороннего, шары на столе приходят в движение, то позиция шаров восстанавливается и игра продолжается на общих основаниях. Штраф на игроков при этом не налагается.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилам «начального удара».

Решение на эти действия принимает судья.

Аналогичным образом судьи действуют и при чрезвычайных ситуациях (аварии, ветре, сотрясении бильярдного стола и др.).

2.13. ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ИГРУ СОПЕРНИКА

Вмешательством в игру соперника считаются действия или слова, оказывающие влияние на результат спортивной борьбы.

Судья обязан решительно пресекать вмешательство в игру соперника.

Если соперник переместит положение шара (шаров) на столе, то их положение восстанавливается, виновному в этом объявляется штраф, игра продолжается на общих основаниях.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилу «начального удара». Решение на «начальный удар» принимает соперник нарушителя.

Если соперник остановит или помешает движению шара в сторону лузы, то шар при этом считается сыгранным, а виновному объявляется штраф.

2.14. ШТРАФЫ

За нарушение Правил игры с игрока взимается штраф. Это или выставление шара «с полки нарушителя на стол» или перерасчет текущего счета очков («пирамида русская»).

Если на момент нарушения Правил у игрока нет забитых шаров, то штраф с него взимается сразу после первого сыгранного им шара.

Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений - штраф берется в одинарном размере.

Шары, забитые при штрафном ударе, не засчитываются и выставляются на заднюю точку (линию возврата).

По выставленным шарам и ими можно играть сразу после выставления, если это не противоречит Правилам конкретного вида игры.

Если игрок, выполняющий удар, штрафуется, то его соперник вправе потребовать продолжения игры «нарушителем».

Штрафы налагаются в следующих случаях:

1) Биток при ударе не коснулся ни одного прицельного шара.
2) При выскакивании шара за пределы игровой поверхности стола.
3) При касании любого шара на столе: одеждой, машинкой, мелом и пр...
4) При неправильном ударе по битку.
5) При неправильном ударе по прицельному шару.
6) При неправильном начальном ударе.
7) При неправильном ударе «с руки из дома».
8) При вмешательстве в игру соперника с перемещением шара (шаров).

2.15. ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

Если в процессе игры, по недосмотру игрока (судьи) игра продолжается, несмотря на то, что у одного из игроков уже закончена партия (забито 8 шаров, или счет в «Пирамиде русской» более 70 очков), то, несмотря на дальнейшее развитие партии, игра останавливается сразу, как только это обстоятельство обнаружено. Победа присуждается на общих основаниях по принципу - «выигранная партия не проигрывается».

2.16. ИГРОК И «ПРАВИЛА ИГРЫ»

Каждый игрок должен знать «Общие правила игры», а также правила конкретных видов игр, он должен руководствоваться ими, и именно он отвечает за соблюдение Правил.

Игрок может обращаться к судье за разъяснениями Правил в процессе игры по конкретной ситуации на столе до нанесения им очередного удара по шарам. Если удар по шарам после возникновения особой ситуации произведен до её выяснения, то обсуждать ее считается невозможным.